О Церкви

Значение слова Церковь для верующего, во всей полноте сердца принадлежащего к ней человека простирается далеко за рамки привычных земных понятий. Безусловно, это сообщество людей, объединенных верой, любовью к Богу, стремлением побороть свои грехи и страсти, молитвой, общими делами... И вместе с тем, выражение «жизнь в Церкви» означает для христианина не какую-то, пусть даже значительную, часть его жизни, но и вообще саму жизнь — которая вне Христа, и даже в отдалении от Христа, становится невозможной. Столь же невозможно и понять, осмыслить эту жизнь извне, начать жить ею «виртуально», не совершив того шага к Богу, который знаменуется приходом в храм, не открыв Ему свое сердце .

Мы веруем «во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», как поется о том на каждой Божественной Литургии. Веруем в общность Церкви земной и небесной — воинствующей и торжествующей. Веруем и в то, что основал Церковь Сам Господь: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, дабы и они были освящены истиною (Ин. 17, 18–19). И безусловно, призваны не только запомнить эти слова, но и войти, постигнув их смысл, в вечную жизнь. Это и побуждает нас вслушиваться, вчитываться в писания святых и подвижников, обретших в Церкви главное свое сокровище — неповторимое, таинственное, светлое — и попытавшихся донести до нас, что есть она такое, как ее полюбить и как пребывать в ней.

Церковь одна Церковь одна
Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви. Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле.

Учение о Боге-Освятителе Учение о Боге-Освятителе
Господь Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнию, учением, страданием, смертию, сошествием во ад, воскресением, вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца, даровал все потребное для спасения людей, - стал Искупителем всего человечества. Освободителем от греха, осуждения и смерти. В воплощении и земной жизни не только восстановил прародительское общение с Богом, но даровал начало более тесного единения, в учении Он возвестил людям тайну и путь спасения; принятием на Себя грехов мира, страданием и смертию Он стал жертвой за грехи и даровал всем прощение, очищение и мир с Богом; сошествием во ад и воскресением Он разрушил тяготевшую над удалившимся от Бога человечеством власть диавола и смерти и открыл в Себе начаток и источник новой жизни с Богом и в Бога; вознесением на небо при неразлучном соединении с человеческим естеством Он, как Сын Божий по Существу, даровал возможность каждому человеку стать чадом Божиим по усыновлению, открыв всем спасающимся вход в Царство Небесное.

О церкви, как посреднице освящения О церкви, как посреднице освящения

Как явствует из прежде изложенного, для освящения человека безусловно необходимы как божественная Благодать Св. Духа со стороны Бога, так и вера со стороны самого человека, и притом вера истинная и живая. В конечном счете, конечно и вера - Дар Св. Духа, а от человека требуется согласие воли к такой вере.

Но каким же образом человек может сподобляться Благодати Божией, или, другими словами, - каким образом может сообщаться ему Благодать? Совершение ли внутренне и независимо от всяких внешних, видимых посредств, или же наоборот в своего рода зависимости от них, в связи с ними? С другой стороны возникает вопрос: каким образом в душе человека может возникнуть, созреть и принести свой плод вера? Достаточно ли здесь одной собственной внутренний деятельности со стороны человека, или здесь необходимы и внешние пособия и руководство?


Три беседы о Церкви. I Три беседы о Церкви. I
По своей природе Церковь — святыня, по историческому своему развитию и судьбе она трагична в двух отношениях. С одной стороны, она трагична, как жизнь и как смерть, как сошествие во ад Самого Христа; но трагично тоже, что при всем том, что нам дано, мы в течение всей нашей истории, то есть всей истории человечества, оказываемся недостойными того звания, которое нам дано, и того призвания, которое является нашим: быть детьми Живого Бога, быть Его свидетелями на земле, быть зачатком Царствия Божия, быть явлением этого Царствия Божия, пришедшего в силе.

Три беседы о Церкви. II Три беседы о Церкви. II

Раньше чем приступить к очередной беседе, я хочу приветствовать среди нас Владыку Анатолия, которого мы давно и долго ожидали — с надеждой и с большой радостью. Те из нас, которые уже имели случай с ним общаться, увидели, что не напрасно мы его ожидали и не напрасно радовались на его приезд. Сегодня он первый раз у нас на беседе и теперь может познакомиться с каждым из нас лично. К нему через меня уже поступает просьба не отказаться исповедовать людей русского языка, потому что в этом большая нужда. Я думаю, что лучше всего было бы это делать по сговору, чтобы Владыку не отрывать от самого богослужения, но это не так трудно осуществить, и я уверен, что Владыка не откажется.

Епископ Анатолий: Как благословите, Владыко, я делаю с Вашего благословения, здесь не может быть отказа.

Три беседы о Церкви. III Три беседы о Церкви. III
Продолжая разговор о Церкви единой и, однако, видимо разделенной, я хочу вам напомнить место из Евангелия от Марка (его повторяет и Лука). Ученики Христа, посланные на проповедь, вернулись к Нему и, рассказывая о том, что с ними было, упомянули, что встретили человека, который с ними не ходит, не состоит в окружении Спасителя Христа, но верует в Него и творит чудеса Его именем. И они запретили ему, потому что «он не ходит за нами». Христос им ответил: Не запрещайте никому. Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9: 39). Я думаю, что это очень важное место, которое редко упоминается; многие, вероятно, просто не замечают его и не применяют к современной нам жизни. А говорит это место вот о чем: да, есть Спаситель Христос как абсолютный центр, есть Его ученики и апостолы, есть дальше целый круг их учеников и последователей; но есть и такие люди, которые услышали зов Христа, приняли в сердце и в ум Его учение, которые служат Ему, но по какой-либо причине не присоединились к этому кругу Христову. Мне кажется, что это очень важно помнить, потому что мы легко считаем, что все те, кто не с нами, не имеют отношения и к Тому, Кто является нашим Богом, нашим Спасителем, нашим Наставником. А вместе с тем видно, что это не так.

Взаимоотношения с миром. Сущность и значение Церкви Взаимоотношения с миром. Сущность и значение Церкви

Рыба не может жить без воды, животное — без воздуха, растение — без почвы. Также христианин не может оставаться духовно живым вне Церкви. Но что такое Церковь?

Ап. Павел называет ее «Телом Христовым, полнотой Наполняющего все во всем», а также «домом Божиим», т. е. вместилищем Духа Божия (Еф. 1, 23; 1 Тим. 3,15). А о. Валентин Свенцицкий дает ей такое определение: «Церковь — это благодатное, сверхъестественное, на основе Голгофской жертвы Самим Богом установленное на земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное Тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее главою своею Самого Господа Иисуса Христа».

Христианства нет без Церкви Христианства нет без Церкви
Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь